Воскресенье, 24.09.2017, 04:16Приветствую Вас Гость | RSS
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Меню сайта
Категории каталога
Исследователям теории воспитания [2]
Директорам и замдиректорам по ВР [1]
Классным руководителям [4]
Педагогам доп. образования [0]
Наш опрос
Какой раздел "Электронного помощника" показался вам самым полезным?
Всего ответов: 113

Каталог статей


Главная » Статьи » Классным руководителям

Поляков С.Д. ТЕХНОЛОГИЯ КТД

Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем педагогическим людям. Обычно этот феномен рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД – жесткая организационная форма, завязанная на определенную направленность деятельности – пользу, радость людям.

Что же  является надежным результатом грамотного осуществления творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали,  устроили,  провели», а «мы провели, решили, сделали»).

В развернутом виде коллективное творческое дело (по И.П.Иванову) имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение дела, коллективный анализ. К сожалению, в реальной педагогической практике первое (совместное решение) встречается редко. Дело чаще задается извне (поручение классу, отряду),  либо «совместность» сводится к реакции ребят на предложение учителя. 

Суть технологической «цепочки» КТД в следующем: после принятия решения о проведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится – «группа создается, вырабатывает,  готовится,  участвует,  анализирует...» – имеются в виду действия педагога по созданию, стимулированию, поддержке, помощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела опять-таки, в той или иной мере, опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел,  организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Технологичность КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творческого дела на мощных  психологических механизмах: соревновательности, игры, импровизации. Но в КТД работают и другие механизмы – прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно значимое  для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия, как  известно, усиливает  чувство причастности к предмету рефлексии…

Приведем теперь конкретный  пример КТД  «Стенгазета "Я и Мы"»

Цель - развитие интереса школьника к себе и своим товарищам.

Комментарий: ключевое в этой формуле слово "интерес",  выражающее готовность, позитивный настрой на узнавание себя и товарищей. Демонстрация этого настроя в виде искренних высказываний, оценок, действий и есть показатель достигнутой цели - результата. Степень глубины,  устойчивости этого интереса,  освоения  средств самопознания - это не результаты, эффекты, - различные для разных ребят и разных условий проведения этого КТД.

Целеполагание. Оно может быть в виде беседы, или беседы плюс предварительной анкеты друг о друге, каких-то групповых психологических заданий. Важно, чтобы педагог этим действиями создал проблемную ситуацию,  в  которой  ребятам открылся бы факт незнания друг друга и себя.  Заострение этого факта педагогом позволяет развернуть тему важности лучшего знания друг о друге. Фиксация общего согласия по этому вопросу позволяет перейти к возможным делам, напрямую обращенным к взаимопониманию.  Список таких дел может появиться в режиме общей "мозговой атаки" или от идей и предложений групп, или, что наиболее отвечает идеям личностной ориентации, как от групп, так и личных предложений. Отбор первого дела может проходить либо в форме работы "экспертов" (классический второй этап "мозгового штурма") или в форме общей дискуссии.  Как раз  в  последнем случае педагогу легче поддержать (а то и внести, опираясь на факт известных подростковых тетрадочек-анкет) предложение о стенгазете “Я и Мы”.

Коллективное планирование. Микрогруппам и желающим индивидуально можно предложить ответить на три вопроса: "Что мы хотим узнать о товарищах?",  "Какие разделы,  рубрики хотели бы видеть  в стенгазете?", "Кого  предложили  бы в редакционный совет от своей группы и от других групп?" (Очевидно,  что редакционный  совет  в этом случае выступает как классический "Совета дела").

Редсовет работает с предложениями (не забывая об их  авторстве). Затем на общем собрании коллектива он предлагает  на  выбор групповые и индивидуальные поручения. В итоге на основе самоопределения ребят (можно действовать срезу в двух ипостасях:  групповой и индивидуально) фиксируются взятые в работу задания.  (Может быть редсовет проводит такую работу с  каждой  группой  отдельно, "по секрету").

Варианты групповых и индивидуальных заданий:

·     Разработка и проведение анкет "Что мы любим и ненавидим".

·     Разработка и  проведение  интервью у взрослых "Вы в тринадцать лет".

·     Мини-сочинение "Как я открыл себя".

·     Мини-сочинение друзей "Как познакомились наши Я".

·     Подбор и оформление в газете психологических заданий "Познай себя".

Диспут с  защитой  двух позиций:  "Познание себя - смысл существования человека" и "Познание себя мешает человеку жить".

Редсовет торопит, советует, помогает, вмешивается и контролирует подготовку материалов.  Затем сам  или  поручив  кому-либо (группе?, индивидуально?) приступает к оформлению газеты.

Если есть компьютерные или ксерокс-возможности, появляются новые роли (на основе самоопределения) и шанс превращения стенгазеты в просто газету.

Проведение. Проведение такого КТД - это прежде всего презентация газеты. Ее варианты  (брифинг редсовета;  "телепередача" с телеведущими с критикой и  анализом  газеты) должны носить характер скорее игровой, чем действительного анализа.  Впрочем возможен и собственно анализ стенгазеты, в форме встречи с реальным журналистом, газетчиком.  Последний вариант презентации позволяет собственно в коллективном  анализе  как  этапе КТД сосредоточиться не на квазипрофессиональных вопросах, а на вопросах, напрямую связанных с целью дела.

Коллективный анализ. В общем  кругу,  в  форме  высказываний  по кругу или внешне неструктурированного обсуждения (а может сначала по  микрогруппам) обсуждаются примерно  такие  вопросы:  "Что мы узнали друг о друге?", "Что мы узнали о себе?",  "Какие это вызвало чувства,  мысли?", "Что  из того,  что ты узнал о ребятах или о себе оказалось самым неожиданным,  удивительным?",  "Какое  возможно продолжение "стенгазетного" дела?"

В соответствии с позицией,  задаваемой технологией КТД педагогу (ориентация на совместность!), педагог так же отвечает на какие-то из этих вопросов, демонстрируя открытость своих чувств, мнений участникам общего дела.

Форма диагностики технологического  результата  может  бы  и "газетной".  Список "газетчиков" с указанием их вклада и помещенные прямо в газете задание - "Оцените свое участие в газете".

Категория: Классным руководителям | Добавил: Павел (29.03.2009)
Просмотров: 1869
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0