Четверг, 28.03.2024, 16:58Приветствую Вас Гость | RSS
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Меню сайта
Категории каталога
Исследователям теории воспитания [2]
Директорам и замдиректорам по ВР [1]
Классным руководителям [4]
Педагогам доп. образования [0]
Наш опрос
Какой раздел "Электронного помощника" показался вам самым полезным?
Всего ответов: 145

Каталог статей


Главная » Статьи » Классным руководителям

Джунгурова Т.Н. САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ - ЭТО РАБОТА С ИХ РОДИТЕЛЯМИ

 

Хотите ли Вы, не хотите ли.

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего мы – родители,

А все остальное потом.

(Р. Рождественский)

 

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя здесь является способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Самое сложное в этой работе – посещение семей школьников. Особенно они актуальны, если мы берем новый класс. Конец августа и приблизительно 1-е  полугодие первого года работы с классом – наиболее подходящее время.

Дело это очень деликатное, поэтому следует тщательно все продумать и постараться предвосхитить любую ситуацию, которая может произойти. Дело в том, что не все родители бывают в восторге от таких посещений. Бывает, что некоторые стесняются показать свои жилищные условия, бедную обстановку. Случается, что один из домочадцев постоянно выпивает – и это, по понятным причинам, также сдерживает гостеприимство родителей. Иногда нельзя встретиться из-за занятости родителей на работе или подработке. Встречаются агрессивно настроенные родители или родители, которые не видят и не хотят видеть в школе партнера и т.д. По всем этим причинам такую форму работы с родителями как посещение семей не всегда следует использовать, вернее её можно использовать в зависимости от ситуации.

Большинство родителей, как правило, приветствуют посещения классного руководителя, некоторые даже сами приглашают. Вот с этих семей и стоит начинать.  Существует несколько правил, которые следует помнить во время таких посещений:

1. Надо заранее договориться о посещении и не назначать на этот день больше ничего, чтобы не сидеть как на иголках, т.к. беседа может затянуться.

2. Не планировать свой визит больше чем на 1 час.

3. Не беседовать у двери, на ходу. Сначала некоторые родители чувствуют себя неловко, забывают пригласить, здесь можно прийти им на помощь.

4. Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От нас требуется максимум тактичности и выдержки. Дело в том, что родители могут принять оборонительный или снисходительный тон. Не стоит забывать, что они – дилетанты во многих вопросах, а вы – педагог. Но надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.

5. Желательно продумать предварительные вопросы или основные пункты разговора. Лучше всего пользоваться специальной картой-схемой. Вопросы этой схемы надо помнить, беседа должна быть естественной и непринужденной. Записи делать нежелательно. Однако после посещения надо записать все услышанное, а также записать и выводы.

6. Вести беседу желательно со всей семьей. Во-первых, вы сразу знакомитесь со всеми членами семьи. Во-вторых, сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят все-таки о нем, и в конце концов, вы – его гость. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Мы заранее обговариваем эти моменты, и родители под каким-либо предлогом отправляют ребенка из комнаты.

Надо помнить, что для ребенка ваш приход – это событие. Порой он совершает прямо-таки «революцию» в умах ребят. Разговоры о визите не смолкают долгое время, дети рассказывают все подробности, смакуя каждую мелочь, хвалятся и зовут снова в гости.

Надо сказать, что после визита и родители, и дети смотрят на вас уже совсем иначе.
Для них Вы теперь «свой».

Дети, например, могут утром вместо приветствия сказать: «Представляете, у Яночки (младшая сестра) сегодня температура!» или «Мы вчера Дакса (любимая собака семьи) потеряли!». Это первое посещение семьи даёт толчок развитию хороших доверительных отношений. После бесед за чашкой чая чувствуешь, что в лице родителя ты нашел сподвижника, соратника. Это очень сближает. Даже конфликты, которые иногда могут случиться между вами, будут уже не такие острые.

Кроме того, во время беседы важно выяснить и возможности родителей в оказании посильной помощи классу. Хорошо, когда педагогу удается организовать участие родителей в жизни класса. В таком случае нередко они сами проводят классные часы; обеспечивают автотранспортом; предоставляют видеоаппаратуру; производят аудиозаписи; делают ксерокопии материалов к родительским собраниям, классным часам или урокам; делают на заказ выпечку к классным праздникам; сопровождают на экскурсиях, ярмарках, медосмотрах; оформляют документацию; ремонтируют классную комнату, раздевалку; оказывают спонсорскую помощь школе; участвуют в операциях и компаниях класса (из опыта участия родителей в «Акции милосердия» – дети придумали и написали листовки, а родители их отпечатали и расклеили у себя на работе: через неделю родители привезли 6 ящиков одежды и игрушек для нуждающихся).

Очень важным моментом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Изюминкой в этой работе могут стать импровизированные «Родительские посиделки». Согласитесь, нелегко общаться с большой группой родителей на традиционных родительских собраниях. Я предлагаю вместо них проводить родительские посиделки. Их необходимо начинать готовить за месяц, так как они требуют обязательной предварительной подготовки. Собрание длится 40-60 минут, родители и педагоги сидят чаще всего в кругу или как в кафе, за столиками по типу «Ромашки».

Каждое такое собрание требует своего «сценария», своей программы и предельно практичных рекомендаций и советов.

Цели таких родительских посиделок следующие:

-   повышение педагогической культуры родителей;

-  развитие у детей (а они также принимают участие в посиделках) умения держаться на сцене, выражать и отстаивать свою точку зрения, решать собственные проблемы, дискутировать.

Президиума и галерки здесь нет. Собрание ведут сами дети. Конечно, педагога интересует свой круг вопросов и проблем, поэтому на собрании он знакомит родителей с аналитическим материалом: итоги успеваемости за четверть, причины пропусков, уровень читательских интересов, их динамика, итоги медицинского обследования, рост правонарушений, результаты анкетирования и т.д.

В подготовку собрания входят многие мелочи.

Начнем с пригласительных. Их форма тоже может быть нетрадиционной: свиток, телеграмма, в форме «сердечка» и т.д. В приглашении указываем дату, время, № кабинета, вопросы, которые будут рассматриваться на собрании, что нужно иметь родителям. Пригласительные подписывают представители оргкомитета, председатель родительского комитета и классный руководитель. Обычно приглашают обоих родителей, иногда приглашают и бабушку, и дедушку, дядю и тетю.

Далее надо решить, где будут раздеваться родители. Перед собранием дети, отвечающие за гардероб, приглашают родителей в эту комнату, а затем и в кабинет, где будет проводится собрание. Другие ребята отвечают за расстановку и оформление столов.

Заранее готовятся выставки, видеоаппаратура, таблички – кто где сидит, X-files (так школьники прозвали особые папки, в которых содержится конфиденциальная информация для родителей об успехах или проблемах их детей), освещение.

В это время дикторы продумывают свой костюм, макияж – внешний вид у всех должен быть безупречен.

Педагог намечает список приглашенных. Приглашенные (психологи, учителя-предметники, работники столовой, участковые, инспекторы ИДН, администрация и т.д.) могут ответить на вопросы родителей, дать, если нужно, индивидуальную консультацию, поставить новую проблему, выступить с сообщениями по теме собрания.

Регламент собрания жестко определен. Само собрание ведется по образцу информационной телепрограммы «Время» или «Вести». Дикторы предлагают родителям:

v обзор новостей (что было сделано, наши успехи и достижения),

v прямой эфир с гостями,

v фнансовые отчеты в рубрике «Итого с родительским  комитетом»,

v выступление администрации, классного руководителя в рубрике «Здесь и сейчас»,

v выступление работников ИДН в «Криминальной хронике»,

v выступление психолога в рубрике «Пойми меня»,

v выступления родителей – рубрика «Вместе» или «Говорят спонсоры».

Классному руководителю отводится время еще и в «Час-пик» – в конце родительского собрания.

Затем разносится почта (X-files).

Чтобы собрание, на котором встретятся совершенно разные по характеру и социальному положению люди, прошло успешно, надо создать такие условия, чтобы они обеспечили совместимость собравшихся людей, благоприятную атмосферу общения. Поэтому кроме красивого музыкального фона до собрания, уютно расположенных столиков, можно предложить родителям поиграть: например, в «Волшебный стул», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.п.

В конце родительского собрания родители оценивают работу его организаторов. Еще ни разу мы не получили даже «хорошо», пока все оценки – «отлично».

 

Категория: Классным руководителям | Добавил: teena-peach (29.03.2009)
Просмотров: 4079
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0